…в Казахстане, в декабре делать нечего и не морочь людям голову!...
Из переписки на форуме.

Мы так привыкли полагаться на технические устройства разных форм и содержания, что уже не мыслим себя без их помощи. Наш ареал обитания ограничен местами, куда легко добраться и где нас ждет привычный сервис. Процесс получения удовольствия от любимого хобби нам всем приятнее тем, чем меньше выполняется трудозатрат. Мы готовы часами сидеть у компьютеров, но не желаем потратить, ни одного часа на прогулку пешком. А между тем, именно путешествия на своих ногах являются самым простым способом поддерживать организм в спортивной форме.

Теперь несколько слов о пресловутом Бэк кантри, в непосредственной связи с фрирайдом. Каждому любителю фрирайда знакома ситуация, когда в погоне за нетронутыми участками снега мы устремляемся все дальше от подъемников. Поначалу мы затягиваем траверсы от верхних станций канаток, далеко в сторону, а после, оставив свои следы на нетронутых еще полянах, катим обратно на посадку… Но в какой то момент мы перестаем находить столь сладостные для всех нас участки пухляка и вот тогда в очередной раз выходя с подъемника, мы обращаем свои взоры на близ лежащие склоны, до которых рукой подать, и там еще нет следов и очень хочется туда попасть, а пройти то надо всего каких нибудь 100, ну может 200 метров… И вот тут происходит короткая борьба с собой. Если в этой борьбе всегда побеждает желание ехать вниз, то этот очерк не для вас, а вот если вы готовы потратить немного своих сил и времени для поиска свежего снега и новых склонов, то значит вы как раз и занимаетесь этим самым Бэк кантри и тогда читаем дальше, потому что вам это будет интересно!

Забегая немного вперед скажу сразу, что там где мы катались ходить от канаток приходилось много. Намного больше протяженности самих канатных дорог, и по большому счету их можно было и вовсе не использовать… Хотя были и места где от канатки достаточно пройти 20-30 минут, что бы насладиться нетронутым склоном, вполне приличного содержания! Географически места нашего катания находятся в Восточно-казахстанской области, 200 км на северо-восток от города Усть-Каменогорска, в окрестностях города Риддер.


Идея покатать здесь родилась не случайно. В этом районе я провел много времени летом. И уже тогда, в начале июня, рассматривая крутые склоны горных ущелий, у меня возник вопрос, резонный для любого фрирайдера – А сколько же здесь выпадает снега??? Сколько снега выпадает зимой, если даже в начале лета сходят лавины, способные на несколько дней перекрыть течение мощной горной реки? Очевидно, что много!!! Несколько лет сбора информации, в совокупности с бэк кантрийными вылазками принесли свои результаты и теперь с полной уверенностью я могу сказать, что в непосредственной близости от города Риддера находится масса интересных для катания склонов, с потрясающим рельефом, достаточным количеством снега, и развитой инфраструктурой вокруг. К некоторым из них ведут авто дороги, на некоторые набиты снегоходные дороги, возможно использование канатной дороги, для облегчения доступа к местам катания, имеются благоустроенные базы у подножий и на вершине хребтов и т.д. и т.п. Все это в комплексе делает процесс бэк кантри в этих горах весьма интересным и теперь уже окончательно ясно, что вопрос широкой популяризации этих мест для фрирайда это вопрос ближайших двух, трех лет! Сезон начинается в декабре и заканчивается в середине марта, с наступлением тепла, когда с крутых склонов хребтов начинают сходить мокрые лавины. Наиболее удачным временем для катания считаю вторую половину декабря и первую половину января, вплоть до наступления морозов, а так же конец февраля и первую половину марта, когда заканчиваются февральские ветра, а весеннее солнце еще не набрало полной силы.
Технические характеристики спусков на примере хребта – Проходной белок. Высоты около 1800-1900м, перепады около 800-1000метров, протяженность спусков 2-4км, время подъема от 2.5 часов до 4 часов. Кроме Проходного хребта, возможно катание с хребтов: Ивановский, Сержинский, Холодный и др.

Несколько слов о базе на вершине Проходного хребта. Это благоустроенный гостевой дом, способный единовременно обогреть и приютить до 40 человек. Именно дом, отделка которого сделана с любовью, руками мастеров, из ценных пород дерева, таких, например, как кедр. База находится на отметке 1800м над уровнем моря. Доставка к базе возможна только на снегоходах, дорога занимает до 2 часов, в зависимости от погодных условий. А погода здесь бывает разная.

Сильные снегопады и снежные бури не редкое явление в этих местах. При условии хорошей погоды, от базы можно делать по два спуска в день, общим падением до 2000м. Множество вариантов спусков со склонов Проходного хребта, в строну реки Громатуха, делает возможным каждый день катание по нетронутым склонам, в течение недели, для группы до 8 человек. Отмечу сразу, что это будут не простые спуски, а местами довольно сложные и крутые склоны со скальными выходами. Начинаются спуски в зоне «гольцов» и плавно переходят в леса. Верхний ярус леса представлен преимущественно кедровым стлаником, с отдельно стоящими огромными кедрами. Нижний, представляет собой крутые берега реки Громатуха, местами густо поросшие смешанным лесом (ель, осина, береза, лиственница и др). Местами встречается густой подлесок из кустарников рябины, березы, шиповника…

Но набольший интерес представляют склоны другой экспозиции редколесные и отлично подходящие для катания. Все без исключения склоны, имеют крутые скальные выходы и потенциально лавиноопасные участки. В поясе гольцов встречаются огромные крутые цирки с нависающими козырьками в верхней части. Лесная зона прорезана ярко выраженными кулуарами, по которым регулярно ходят лавины. Однако период наибольшей лавинной опасности приходится на конец марта, апрель месяц. В это время солнечная активность резко усиливается и со склонов Проходного белка сходят грандиозные лавины в ущелье реки Громатуха. Город Риддер, неделями остается без воды, т.к. водозабор расположен как раз в этом ущелье, ближе к выходу на равнину. По гребню этого хребта проходит дорога, построенная для вывоза руды из каменоломен, ныне заброшенных, где добывали руды полиметаллов. Добыча велась открытым способом, и выработки хорошо видны в некоторых местах на гребне хребта. Дорога до сих пор проходима для джипов в летний период, а зимой активно используется снегоходчиками.
Противоположный склон реки ограничен Ивановским хребтом. Его отроги не менее интересны для фрирайда. К тому же на его ребро вывозит небольшая канатка, ГЛЦ «Хайрузовка». Собственно интересные спуски начинаются в непосредственной близости от верхней станции подъемника, а если вы готовы потратить более 30 минут на прогулку, то вам открываются просто сказочные места.

В итоге добавлю лишь, что следующую поездку в эти замечательные места я планирую на первую неделю марта, с 1 по 8 числа. Приглашаю принять участие всех искушенных бэккантри-фрирайдеров в этом увлекательном мероприятии! Примерная стоимость поездки около 16 тыс. руб. с человека.

tep-dom-2a